Хилок

Забайкальский край

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

«Великий немой» в Хилокском районе

kinostaroeПрошедший 2016-й год в сфере культуры Российской Федерации был заявлен, как «Год кино». Это было сделано с целью «популяризации и повышения качества отечественного киноискусства». По итогам года объявлено было о неких положительных результатах, но хилокчане этого как-то не ощутили. На так называемые киносеансы у нас ходят далеко не все и не часто, предпочитая телевизор, видео и просмотр фильмов через компьютер. Поэтому давайте всё-таки вспомним, как развивалось кино на нашей малой родине, и чем оно было когда-то для жителей Хилокского района.В России первые сеансы нового вида искусства, прозванного в мире «великим немым», состоялись в начале 1896 года, а менее чем через 20 лет оно дошло и до хилокской долины.

Началось всё с бумаги, поданной в 1913 году машинистом паровоза депо Хилок А.С. Свербеевым в Читу в Забайкальское областное правление с просьбой разрешить устроить в посёлке при станции Хилок кинематографическое заведение. Через год здание «Иллюзиона» со зрительным залом и отделением для паровой машины, вырабатывавшей электричество, было построено.

Находилось оно за ручьём Баир-Горхон, на улице Почтовой (теперь ул. Ленина). Здание было известно старшему поколению, как склад «Оловопродснаба» или просто «Продснаба», а в середине 1990-х оно было разобрано за ненадобностью.

В зрительном зале вместимостью примерно 50-60 человек стояли скамейки, причём задние на возвышении. Плата за сеанс составляла 15 копеек за место в первых рядах и 20 копеек на возвышенных. Киноленты Александр Савельевич получал из Иркутска, от прокатной фирмы местного итальянца по фамилии Донателло (в те годы иногда писали Дон-Отелло).

Хилокчане валом валили на сеансы «синематографа», где смотрели не только зарубежные, но и отечественные киноленты. Тем более, в Иллюзионе (в те годы кавычек не ставили) и на отрезке улицы до самого ручья, горел настоящий электрический свет, который в Хилке был только в корпусах депо. Кинопоказ сопровождался игрой на пианино, так как кино в те годы было без звука. Таким образом, это было настоящее современное, по тем временам, культурное заведение.

Началась гражданская война и власть атамана Семёнова ограничила связь с Иркутском, поэтому киноленты поступать в Хилок перестали и Свербеев прекратил сеансы. Здание «Иллюзиона» стали использовать под разные цели — для собраний, концертов и прочее. Позднее пожарные расположили здесь свой клуб, а с началом активных разработок оловянных месторождений в помещении бывшего «Иллюзиона» хранили грузы для «Шумиловки» (верховья Никоя и Чикокона входили с 1938 года в Хилокский район).

Человек быстро привыкает к хорошему, поэтому люди в Хилке без полюбившегося кино надолго не остались. На улице Почтовой возле подножия горы Крестовуха стояло небольшое здание пансионата (общежития) для детей железнодорожников, проживавших на линии в будках и казармах. К нему пристроили зрительный зал и в 1923 году состоялось открытие «клуба железнодорожников», получившего торжественное наименование в честь VI годовщины Октября. Киносеансы стали устраивать в этом новом культурном заведении (позднее — кинотеатр «Комсомолец»).

К концу 1920-х годов история относит и начало кинопоказа в посёлках при железнодорожных станциях. По грунтовым дорогам Хилокского района запылили так называемые «гужпередвижки» — то есть запряжённые конями телеги, официально именовавшиеся «гужевым транспортом». На такой телеге восседал киномеханике помощником, лежал аккуратно завёрнутый кинопроекционный аппарат, коробка с частями фильма, динамомашина для вырабатывания электричества и запасные детали.

Какой радостью для наших земляков был приезд этой кинопередвижки! В маленьких сёлах, а тем более на железнодорожных казармах, иногда не оказывалось помещения для всех желающих увидеть кино, поэтому в ясную тёплую погоду кинокартины могли демонстрироваться поздно вечером прямо на улице, с применением обычной простыни вместо киноэкрана.

Люди тогда были просты и наивны, происходящее на экране их всегда завораживало. Непременные паузы во время киносеанса (а части фильма менялись по несколько минут), обычно заполнялись переживаниями. После просмотра все обязательно обсуждали увиденное, с удовольствием напоминали друг другу хитросплетения сюжета.

На крупных станциях население также поначалу пользовалось услугами «гужпередвижек», но постепенно в клубах сёл стали появляться собственные кинопроекционные аппараты. К сожалению, подробностей этого процесса мы пока не знаем, тем более, краеведы из Могзона и крупных сёл лучше расскажут об истории своего кинопроката.

Так начались 1930-е годы, в середине которых на смену полностью «немому» кино пришло кино «звуковое». Об этом уже мало кто знает, но в первых фильмах со звуком актёры не говорили, зато ожил фон происходящего — стали слышны лай собак, грохот составов, скрип дверей и т.д. , поэтому такое кино называлось «звуковым».

Последовавшие вслед за этим фильмы с диалогами актёров называли «говорящим» кино.

Немой кинематограф не торопился уходить, так как киноэкран предоставил уникальную возможность показать актёрскую игру крупным планом: мимику, глаза и так далее, то есть то, что недоступно иными средствами. В любом другом виде искусства, например, в театре, это было невозможно.

Но «прогресс» взял своё и 5 декабря 1935 года в Хилке был продемонстрирован первый «звуковой говорящий» фильм «Лунный камень», повествующий о приключениях группы геологов в горах Памира в годы гражданской войны. Так началась у нас в районе эпоха нового кино.

В. Петров. «Рабочая трибуна» №29 от 18 апреля

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Copyright © 2017. All Rights Reserved.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика