История и настоящее
Местное население обеспечивало как прямую, так и косвенную поддержку железнодорожного сообщения. Первым административным образованием в этом регионе стала Хилокская волость, существовавшая в период с 1916 по 1918 годы и вновь с 1920 по 1926 год. Хилокский район создавался три раза, существуя с 1926 по 1932 год, с 1935 по 1963 год и с 1973 года до настоящего времени. В период с 1938 по 1959 год в состав района входил Семиозёрский сельский совет, в который также входили Шумиловские прииски и верховья Чики и Чикокона. Кроме того, до 1963 года Хилокскому району принадлежало озеро Арей. На 1 января 2015 года в районе проживало 29,7 тысяч человек, а также имелись 2 городских поселения (город Хилок и посёлок Могзон) и 22 села, объединённых в 10 поселений.
Железная дорога остаётся ключевой отраслью, и станции Хилок активно развиваются. В конце 1920-х — начале 1930-х годов в районе начались лесозаготовки, которые стали массовыми в 1950-е. В этот период возник крупнейший леспромхоз Хилокский, расположенный в селе Линёво Озеро, а также другие значительные предприятия лесной отрасли.
Сельскохозяйственная деятельность в районе была успешной. В конце XIX века буряты из местных общин обладали наибольшими среди населения Хоринского ведомства сенокосными землями и поголовьем скота. В 1930-1940-х годах в этом районе действовало до 25 колхозов. Позднее количество хозяйств сократилось: к началу 1960-х их стало всего четыре. К концу 1980-х годов насчитывалось 5 совхозов, 1 колхоз и сельскохозяйственный кооператив. Несмотря на не самые плодородные почвы и ограниченные площади для посевов и сенокосов, жители долгое время обеспечивали себя значительной долей местного продовольствия.
Развитие горнодобывающей отрасли начиналось медленно. Долгое время местные жители использовали глину и песок, производя известь. Только в 1960-х годах началась разработка месторождений строительных материалов, а в 1980-х — ресурсов цеолитов.
На текущий момент жители Хилокского района заняты обслуживанием Забайкальской железной дороги, работой на мелких лесозаготовках и в агрокооперативах, многие занимаются частным предпринимательством или подрабатывают на случайных работах. В районе функционируют два горнодобывающих предприятия: Жипхегенский щебеночный завод и АО «Буртуй», которое обеспечивает бурым углем не только свой район, но и соседние.
Слава и гордость жителей Хилка — работники железной дороги и лесной отрасли – машинисты-орденоносцы А.М. Кузнецов, Т.П. Брылёв, А.И. Масюк, а также Герой Социалистического Труда Я.В. Ворсин, водитель лесовоза и другие. На хилокской земле получили старт в жизни Герой Социалистического Труда А.И. Брыкин и Герой Российской Федерации Р.П. Таскаев. Хилок стал родиной для таких писателей, как Н.Т. Ященко, Б. Мунгонов, Ц.-Ж.А. Жимбиев, Н.А. Юрконенко и Э.К. Анашкин. Перед войной здесь учились и трудились будущие Герои Советского Союза Ф.Н. Билевич, В.Г. Кочнев, Д.М. Перов, А.И. Сухин и Ф.М. Хлуднев. В период войны район отправил более 6 тысяч своих защитников, из которых более 2300 не вернулись. А.П. Соловьёв, представитель Хилока, стал единственным чемпионом СССР по легкой атлетике из Читинской области. Команды хилокских футболистов, лыжников и баскетболистов неоднократно становились победителями различных региональных соревнований.
В Хилокском районе имеется 59 объектов, представляющих историческую и культурную ценность, а также функционирует один муниципальный музей и десять музеев, расположенных на базе школ и предприятий. В западном сегменте района располагается памятное место, где пересекаются два направления Забайкальской железной дороги.