
В 2014 году исполнилось 100 лет с начала строительства грунтовой дороги, по которой когда-то ездили из Хилка на лечение в Ямаровку к широко известному минеральному источнику. Старый Ямаровский тракт начинался в Хилке от низкого длинного деревянного моста через протоку за переездом. Здание «Станции Ямаровка» сохранилось до сих пор и в центре его фасада видна дверь, заложенная брёвнами (кроме того, было ещё одно место отправления курортников, находившееся по ул. Калинина неподалёку от здания администрации района).
От этой станции далее, почти по прямой, шло полотно дороги. Позднее здесь появилась улица Ямаровская, от которой осталось буквально несколько домов (а была ещё и Вторая, Третья и Четвёртая Ямаровские улицы!). Пройдя через нынешнюю территорию бывшего СМП, дорога выходила на мост, от которого по обоим берегам сохранились насыпи. На левом берегу остатки такой насыпи используются ныне мотокроссменами. Первый «Ямаровский» мост здесь стоял долго, до конца 1940-х годов, затем ниже по течению был построен деревянный, а в 1979 году и железобетонный мосты. Об их строительстве в Рабочей трибуне подробно рассказывал И.Г. Линейцев.
Путешествие по тракту было испытанием для водителей, но для неробких пассажиров наслаждением. Дело в том, что путь труден, а пейзажи на Ямаровском тракте – просто загляденье. Сначала дорога тянулась по долине Хилка, затем выходила к Блудной и по левому берегу мимо села Шара-Горхон выходила на мост «Касаткин». Дальше тракт шёл мимо Хилогосона по живописным увалам правобережья Блудной, через самое узкое место в нижнем течении этой реки.
Тут путешественники объезжали легендарные 1-й и 2-й Прижимы у берега Блудной и возле хутора крещёного бурята Николая Маркова пересекали реку Арей. После этого наступал участок более спокойный и менее выразительный, и только перед Энгорком дорога вновь подходила к горе и вынужденно сужалась, как на Прижимах.
Далее по удивительным по красоте долинам речек Большой и Малый Энгорок, мимо хутора Ёлонга тракт подходил к «Конторке». Здесь путешественники порою ожидали встречный транспорт, идущий от Ямаровки, о котором предавалось сообщение по телефону. Дело в том, что движение через грандиозный по нашим меркам Черемховский перевал (1649 м), было односторонним и по мере развития автотранспорта крайне затрудняло эксплуатацию данного участка тракта.
Здесь начинался подъём на Малханский хребёт, как говорят у нас — «на Орёл». Там до сих пор действует метеостанция *, а по соседству – самая высокая точка в районе – гора Ямаровка высотой 1730 метров. Дорога на перевал проходит вдоль ущелья, мимо гигантских россыпей. В июне там поля цветущего бадана, осенью разноцветье листвы и хвои. С горы Ямаровка в хорошую погоду видна вершина Сохондо (2500 м) и край Быстринского гольца (2519), не говоря уже о ближе расположенных горах – Ледянке, Асаканском гольце и других.