Хилок

Забайкальский край

РЖД МАГИСТРАЛЬ

Подвиг железнодорожников в годы Великой Отечественной войны

vov1С первых дней Великой Отечественой войны от железнодорожников потребовалось обеспечить быструю и бесперебойную доставку к фронту огромного количества войск, боевой техники, вооружения.

Для успешного решения поставленных задач пришлось перестроить на военный лад весь сложнейший железнодорожный комплекс. Началом этой перестройки стал перевод движения поездов на особый военный график, который был введен приказом Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) 22 июня 1941 года. Он предусматривал продвижение в первую очередь воинских эшелонов и грузов, связанных с мобилизационными перевозками.

Переброска военных частей на фронт.

Перестройка работы железной дороги серьезно осложнялась эвакуацией. Вместе с промышленным и сельскохозяйственным оборудованием из прифронтовой зоны вывозилось транспортное хозяйство магистралей, заводов и предприятий НКПС. На долю железнодорожных магистралей в первый период войны выпала поистине беспрецедентная нагрузка по перебазированию производительных сил страны из районов, которым угрожала оккупация, на Восток.

Для быстрейшего продвижения эвакоэшелонов железнодорожники широко использовали технические новшества, применяли передовые методы труда: скоростное формирование поездов, безотцепочный ремонт вагонов, вождение тяжеловесных составов, отправление сдвоенных поездов. С целью повышения пропускной способности некоторых участков железных дорог осенью 1941 года была введена "живая блокировка" – через каждые 800-900 метров на перегонах стояли сигналисты и по их сигналам шли поезда.

Изменились графики работы паровозных бригад. Если до войны паровозная бригада обычно водила эшелоны на определенном участке (плече), то в военное время к составу прикреплялся турный вагон для локомотивной бригады, и она вела поезд до места назначения. Машинисты водили эшелоны за тысячи километров, месяцами не возвращаясь домой.

Железнодорожные перевозки военной техники.

vov4Обеспечивая доставку стратегических резервов к фронту, эвакуацию материальных ценностей и людей из временно оккупированных гитлеровскими войсками областей и республик страны, железные дороги стали связующим звеном между фронтом и тылом.

Железнодорожники обеспечили подготовку и проведение более 50 стратегических и наступательных операций, осуществленных советскими Вооруженными силами в ходе Великой Отечественной войны. Успеху этих операций способствовала своевременная доставка из глубины страны боеприпасов, горючего, продовольствия и других средств. Общий объем перевозок в период подготовки решающих сражений достиг 1 млн тонн.

Помимо решения военных задач, железным дорогам необходимо было продолжать непрерывное снабжение промышленности сырьем, топливом, металлом и другими важными грузами, а также осуществлять пассажирские перевозки. Благодаря самоотверженной работе железнодорожников в годы войны удалось связать важнейшие экономические районы тыла в гигантский по территории народнохозяйственный комплекс.

До начала великого перелома в 1943 году, после которого стал ясен исход войны, железнодорожники принимали участие в боевых действиях, поэтому произошло кадровое оголение железной дороги. На места машинистов, кочегаров и других специалистов пришла молодежь, подростки. В 1943 году вышел приказ И. В. Сталина о возвращении всех работников железных дорог на прежние места работы. Это способствовало укреплению кадрового состава на железных дорогах, что, в свою очередь, повысило качество перевозок грузов.

Цифры и факты военного времени

Доля железнодорожного транспорта в грузообороте в военные годы:

в 1941 году – 93%;
в 1942 году – 52%;
в 1943 году – 58%;
в 1944 году – 68%;
в 1945 году – 76%.
vov2Перевезено 20 млн вагонов с солдатами, снарядами, боевой техникой, продовольствием. Если выстроить эти эшелоны по цепочке, то ими можно всю Землю 4 раза обернуть по экватору. Поезда шли сплошным потоком, иногда интервал между ними составлял 600-700 метров.
Во время оборонительных боев под Москвой под воинские перевозки было подано 333,5 тыс. вагонов.
В ходе подготовки Курской битвы 14 410 эшелонов перевезли целые армии в полном составе.
2,5 тыс. заводов и фабрик были вывезены за Урал. Это позволило в кратчайшие сроки восстановить военный и промышленный потенциал.
В эвакуацию были вывезены 18 млн человек. Для этого потребовалось более 1,5 млн вагонов.
С июня по декабрь 1941 года на объекты прифронтовых железных дорог вражеская авиация совершила около 6 тыс. воздушных налетов. В годы войны было уничтожено 16 тыс. паровозов.
В военное время железнодорожники восстановили 120 тыс. км железнодорожных путей, 13 тыс. малых и около 3 тыс. больших мостов.
В годы войны доля молодежи (до 25 лет) на железнодорожном транспорте составляла 32% (в том числе, в паровозной службе – 34,3%, в вагонной – 39,3%).

vov3

 

old-history.rzd.ru

 

Популярное


В Хилке за нарушение законодательства в сфере экологической безопасности оштрафовано предприятие, которое занимается эксплуатации и ремонта подвижного...
13.11.2023 03:18
Угольная дорога в Красном Чикое, которая пройдет по шести сёлам вновь встречает сопротивление местных жителей, общественных и экологических организаци...
10.04.2024 14:19
28-29 марта в Чите прошли краевые соревнования по волейболу "Серебряный мяч" среди школьников Забайкальского края. Хилокский район представляла команд...
04.04.2024 00:05
Жители села села Тэрэпхэн Хилокского района снова остались без переправы через реку Хилок – рухнувший автомобильный мост до сих пор не восстановили, с...
16.10.2024 12:34
На базе спорткомплекса «Высокогорье» в Чите прошли старты среди лучших лыжников Забайкальской дороги. Состязания в индивидуальной гонке вольным стилем...
14.02.2022 08:38
Клещи покусали более 1,5 тысяч жителей Забайкальского края, сообщается в Telegram-канале регионального Управления Роспотребнадзора. В медорганизации ...
10.06.2024 04:52

Юмор

 anek38 anek41  anek42  anek43 

Поделиться в соцсетях

Copyright © 2024. All Rights Reserved.


Информационно-развлекательный сайт города Хилок. 16+
Хостинг Majordomo Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика