Уважаемые жители города и района!
Стоит рассказать о большом проекте, который в ближайшем будущем планируют реализовать в наших краях. Речь идёт о строительстве «технологической дороги «Зашулан-Гыршелун», которая соединит Зашуланское угольное месторождение на территории Красночикойского района и станцию Гыршелун Хилокского района.
Чем нам это угрожает? По сути, от этого «проекта» для жителей наших мест одни минусы.
1. Это дорога не для общего пользования, то есть простым гражданам въезд на неё недозволителен. А весь добытый уголь предполагается продавать в Китай!
2. Дорога будет проходить по долинам Блудной и Энгорка, частично перекрыв уже существующие дороги общего пользования на участках от Линёва Озера до федеральной трассы (грунтовка, у которой ещё родник «Аршан» располагается), и от Хилогосона через «Прижимы» до моста через р. Арей. Будет затруднён проезд во многие ягодные, грибные, охотничьи угодья.
3. Огромный ущерб экологии, по дороге будут ежедневно проезжать сотни 60-тонных самосвалов с углём, так как дорога будет грунтовая – пыли будет огромное количество. Клятвенные обещания о поливах этой дороги водой стоят весьма немного на фоне того, что в холодное время года такой полив невозможен, да и вообще эффективность этого метода под вопросом. Угольная пыль имеет способность далеко разлетаться.
4. Дорога пересекает более 30 речек на территории нашего района, само строительство такой трассы предполагает сильнейшее нарушение естественного водного баланса, кроме того, угольная и дорожная пыль будет попадать прямо в воду, и наш Хилок, итак не особо чистый последние годы, будет ещё более загрязнён. Кроме того, на значительном протяжении трасса будет проходить в 200-метровой водоохранной зоне, а в одном месте (Прижимах) даже прямо по берегу р. Блудная (фото вверху).
5. Трасса будет проходить очень близко к Хилогосону и Энгорку, а Гыршелун получит угольный терминал, никак не совместимый с понятиями «здоровье» и «экология».
6. Вырубка значительного массива кедров в урочище «Каменка», думаю, тут комментарии не нужны.
7. Дорога загубит значительную часть туристического потенциала района, в частности, маршрут по историческому Ямаровскому тракту. Будет загублен несильно пострадавший от пожаров ландшафт реки Блудной.
8. В будущем предполагается строительство по этому же маршруту однопутной железной дороги, опять-таки, сугубо технологической.
Таким образом, «технологическая дорога» ставит под угрозу перспективы развития Хилокского района; существование ландшафта, популяций растений, животного мира, рыбных ресурсов, а также будет негативно влиять на здоровье и самочувствие людей. Общественная экологическая экспертиза, проведённая Бурятским региональным отделением по Байкалу в декабре 2021 года, дала отрицательную оценку проекту дороги.
Жители соседнего Красночикойского района активно протестуют и борются против этого проекта, защищая свои земли и природу. В нашем же районе об этой проблеме почти никто не знает, и будто ничего нельзя сделать. Всё ещё можно исправить – есть возможность настоять на ином варианте маршрута дороги, не затрагивающем обжитые или ценные для жителей района территории. В марте будут новые общественный слушания, хотелось бы чтоб и мнение хилокчан на нём было представлено!
Copyright © 2023. All Rights Reserved.