Мы живём в священных горах. Наверное, у многих эти слова вызовут недоумение. И не случайно. Книги, телевидение, Интернет дают нам возможность познакомиться с самыми диковинными чудесами света. В погоне за дальними чудесами мы забываем, что весь мир вокруг нас загадочен и таинственен. Нужно только остановиться, внимательно осмотреться, и тогда всю свою жизнь можно сделать очень интересной.
Перед нами раскрыта удивительная зашифрованная карта, которую мы разучились читать.
На ней – имена гор, рек, родников, урочищ. Мы пользуемся известными нам с детства названиями, чаще всего, не понимая их смысла. Они звучат не только по-бурятски, но и на языках эвенков, тюрков и других народов, проживавших в наших краях. А если попробовать их понять? Вот тут и начинаются чудеса, тайны, открытия.
Мы живём на склонах хребта Цаган-Хуртей. Первое слово в этом названии вызывает удивление: цаган - значит "белый". Но наши вершины не так высоки, нет на них вечных снегов, да и в тумане они прячутся не так часто. Тогда всплывает второе значение слова "цаган" – "чистый, святой".
Интересно, что на огромной территории вокруг Байкала нет больше хребтов с таким наименованием, за исключением прилегающего к нам Цаган-Дабана. Любой историк, этнограф, опытный исследователь сразу скажет: здесь священная территория. Первые же попытки перевести названия некоторых гор подтверждают это: Шаман, Могила, Священная голова, Место встречи с духами, Чёрная голова, Хозяин охоты, Жертвенная кобылица, Великая, Место духов и другие.
Такое сосредоточие шаманских мест не могло быть случайностью. С глубокой древности святилищами отмечались места с необычными свойствами: аномальные, как бы мы сейчас сказали. Современная наука подтверждает, что есть на Земле места, пронизанные особой благодатной энергией, природу которой пока определить невозможно. Наши предки умели её чувствовать. Умели чувствовать они и опасные излучения недр земли. Такие территории становились запретными. Знания о свойствах, особенностях того или иного места передавались новым поколениям через названия.
Одни народы сменялись другими, изменялись верования, но места святилищ оставались прежними. Ведь отмечали они те точки, где границы земного и небесного миров особенно тонки.
У нас на территории района есть уникальный памятник. В "Энциклопедии Забайкалья" он именуется Халяртинский культовый объект. (фото выше) Над шаманским обо – грудой камней поднимается скала с вытесанными рельефами. Первый из них – буддийская магическая мантра и символический знак "Десяти могуществ". Рядом с ними крупное изображение православного креста с текстом: "Господи Иисусе помилуй нас всех много лет 1913 г." Учёные оценивают памятник как буддийский храм под открытым небом с шаманистскими элементами и благожелательным соседством с православными символами. Для нас же этот своеобразный храм может служить примером, как благодатное место на протяжении веков притягивало людей разных вероисповеданий.
Другой пример – хорошо знакомая хилокчанам Амбонка. По древним поверьям обитает на этой горе могучий дух – хозяин Хилокской долины. От него зависит плодородие и благополучие этих мест. Здесь же, ещё в 20-е годы проводили обряды буряты – буддисты. А в годы войны ходили на Амбон русские женщины молиться об ушедших на фронт.
Люди прошлого знали, что с помощью Высших сил можно изменить свойства земли. Чёртов угол в Хилке не случайно именуется Чёртовым. Буряты тоже именовали это место плохим и злым. Но Духу возможно всё. На Святой Земле по молитве христианских монахов стала плодоносить даже проклятая земля, купленная на деньги Иуды. И наши предки, заселяя "плохое" место осенили его крестом, поднятым на высокую гору. Гора до сих пор зовётся Крестовухой, только вот креста на ней нет. Было несколько попыток восстановить его, да чьи-то недобрые руки каждый раз не боялись святотатства.
Но наш город всё-таки осенён крестом, стоящим на другой необычной горе. Улан-Бас – Красная гора (скала). У многих народов, включая славян, так именовались места, куда уходят души умерших. Горожане, по-своему, перевели старое название и стали именовать гору ласково "Звёздочка", а её склоны укрепили абрикосовыми садами. Цветущая абрикосом, акацией, багульником, ургуем гора была, наверное, лучшим памятником всем, ушедшим в мир иной. Хотя никто из живых и не задумывался об этом.
Гора Улан-Бас. Фото 2009 г.
Окружённый "аномальными" горами город сам стал уникальным местом. Может, не случайно первая церковь на всей Забайкальской железной дороге была поставлена именно здесь.
Священные горы вокруг нас. Это ко многому обязывает. Наши предки знали: в священные места можно приходить только с чистыми намерениями. Худые помыслы оскверняют святыню и оборачиваются против недоброго человека. Может многие наши беды именно отсюда?
Порушены кресты на Крестовухе, побита камнями часовня, обезображена песчаным карьером и превращена в мусорную свалку Амбонка, погибли сады на Улан-Басе. И это только в Хилке. А если посмотреть на весь наш район? С должным ли уважением мы относимся к уникальному, имеющему мировое значение памятнику – Гыршелуну. Религиозное происхождение этого названия было очевидным ещё в советские времена. К нам просятся в экспедиции американские и японские археологи. Но что мы им покажем? Кощунственное осквернение священных мест?
Не побоялись люди оскорбить и другой памятник – Улан-Хаду. Читинскими учёными был разработан проект национального заповедника "Арейские скалы". Уникальные рисунки древних людей: многочисленные изображения животных, фигуры шаманов, алтарная плита… Что нам ещё надо, чтобы с уважением отнестись к святилищам наших предков? Но поднялась у кого-то рука порубить деревья на священной вершине, догадался кто-то вывалить машину мусора у самых скал. Мы, действительно, не боимся Бога…
Но вернёмся к названиям. Они убеждают, что на территории нашего района очень много подобных мест. Имена говорят о рисунках на скалах, священных рощах, целебных родниках. Наши горы хранят память о богатырских заставах и кровопролитных сражениях. Почему бы нам всем вместе не исследовать землю, на которой мы живём? Найти памятники, изучить их особенности, очистить молитвой, благоустроить. Может быть тогда благодатная сила Священных гор поможет нам изменить нашу жизнь и самих себя. Может быть тогда наш край станет по-настоящему заповедным, куда будут стремиться люди со всех уголков страны. И с трепетом будут ступать на землю, дающую силы и исцеление.
Судьбе угодно было всех нас привести в этот благодатный край. Но кем мы будем для него? Сумеем ли мы стать хранителями, стражами, защитниками Священных Гор? Сумеем ли использовать их добрую силу? Или будем продолжать кощунствовать и получать в ответ по заслугам? Выбор за нами…
С. Петрова
Copyright © 2024. All Rights Reserved.